Новости

Уверение Фомы-Современника

Памяти Александра Викторовича Московского

Александр Викторович Московский

О новопреставленном рабе Божием Александре, ученом секретаре Комиссии по изучению чудесных событий в Православной Церкви, созданной при Московской Патриархии, вспоминает и о его деятельности размышляет духовник Московского Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич).

Александр Викторович Московский    

Изучение чудес

В субботу Светлой Седмицы мы проводили в путь всея земли почившего на третий день Пасхи, а именно 30.04.19 г., в 0:15, Александра Викторовича Московского.

Это мой крестник, и у нас с ним была содержательная история общения.

Будучи физиком, он при помощи науки пытался подтвердить достоверность нашей веры.

Знаменательно, что на следующий день была память апостола Фомы, который сомневался в подлинности Воскресения Христова, и Господь дал ему осязательно в этом убедиться. Современные братья Фомы по духу, которые сомневаются, колеблются, – они тоже ждут какого-то достоверного уверения в истинах нашей веры.

Раб Божий Александр своим творческим подвигом пытался – и ему это удавалось – привести веские аргументы в пользу веры Христовой при помощи изучения чудесных явлений в Православной Церкви. Именно язык науки для иных современников, для современного Фомы, оказывался убедительным.

Он был ученым секретарем Комиссии по изучению чудесных событий в Православной Церкви, созданной при Московской Патриархии.

Создание этой комиссии произошло в ответ на просьбу Святейшего Патриарха Алексия II, который, по словам Александра Викторовича, просил, в частности, его «организовать систематическое наблюдение за потоком сообщений о чудесных событиях, происходящих в Русской Православной Церкви».

Чудо Благодатного Огня

Работая в этой комиссии, он сотрудничал с Андреем Александровичем Волковым – руководителем Лаборатории низкотемпературной плазмы Института атомной энергии им. И.В. Курчатова. Вместе они пришли к такой гипотезе: возможно, в момент появления Благодатного Огня, который сходит каждый год в Великую субботу, накануне православного празднования Пасхи, можно зафиксировать нечто, подобное тому, что происходит во время плазменного разряда. А.А. Волков создал прибор с самописцем, который фиксировал интенсивность электромагнитного излучения, достаточно компактный, чтобы, не привлекая внимание посторонних, можно было находиться с ним в храме Гроба Господня, в тесной толпе, при большом скоплении народа…

Благодатный ОгоньБлагодатный Огонь

И вот, в момент схождения Благодатного Огня, когда Волков с этим прибором-самописцем находился вблизи кувуклии, был зафиксирован такой мощный всплеск электромагнитного излучения, что его, конечно, невозможно было бы вызвать ни при помощи спичек, ни при помощи зажигалки, в чем скептики-атеисты склонны подозревать церковных «организаторов чудес».

Мощность этого всплеска была столь же велика, как при работе сварочного аппарата, когда тоже имеет место плазменный разряд. Отличие здесь состоит в том, что при работе сварочного аппарата, как и в случае молнии во время грозы, мы имеем дело с высокотемпературной плазмой, в то время как в случае Благодатного Огня, как и в случае т.н. шаровой молнии, это – низкотемпературная плазма, и огонь, возникающий при этом, также вначале имеет низкую температуру.

Действие низкотемпературной плазмы не могло быть вызвано людьми, искусственно, ни в наше время, ни тем более в древности

Так что сразу после схождения Благодатный Огонь в течение некоторого времени не обжигает тех, кто, присутствуя в тот момент в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме, «умывается» этим Огнем. Также и Неопалимая Купина, послужившая началом известных Ветхозаветных событий, была явлена в подобном удивительном неопаляющем Огне. Моисей гласом Божиим из среды этого огня был призван вывести еврейский народ из египетского плена в страну обетованную. Это прообраз нашей новозаветной Пасхи.

Физикам ясно, что это действие низкотемпературной плазмы не могло быть в Иерусалимском храме вызвано людьми, искусственно, ни в наше время, ни тем более в древности. Что это явление, учитывая его удивительную регулярность, могло быть произведено только неизвестной разумной Силою, свыше… От верующих в Храме Воскресения Христова в момент схождения Благодатного Огня исходит только молитва…

О чем свидетельствует Благодатный Огонь?

Этот Огонь, во-первых, красноречиво свидетельствует подлинность Воскресения Христова, – ибо он на протяжении многих сотен лет ежегодно является в момент Воскресения на месте Воскресения. Также он подтверждает Божественную природу Спасителя, как Сына Божия, ибо из среды точно такого же, неопаляющего, Огня Моисею было сказано: «Я – Бог Авраама, Исаака и Иакова» (Мф. 22, 32; Мк. 12, 26; Лк. 20, 37), т.е. Воскресший – тот же Бог, что и во времена Моисея. И, наконец, это свидетельство всему миру о том, что Православная вера – единственная законная наследница древней Богооткровенной религии, данной людям Богом Истинным. Ибо именно по молитве православного Предстоятеля, в день православной Пасхи совершается это чудо. Когда-то «род прелюбодейный и грешный» требовал «знамения с небесе». Вот вам оно – «знамение с небесе». «Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!» (Ис. 8, 9).

Есть два толкования еврейского слова «Песах» – Пасха. Первое – это «проходить мимо», то есть ангел смерти проходил мимо домов израильтян, косяки в которых были помазаны, как было предписано, кровью пасхального Агнца, и не поражал их первенцев. Второе толкование – это переход из земли рабства в землю свободы.

И именно в начале этого знаменательного события был впервые явлен человечеству Благодатный Огонь. И потом этот Огонь в виде огненного столпа вел еврейский народ в землю Обетованную. Также теперь и накануне новозаветной Пасхи верующим является Огонь, который не опаляет. Раньше этот Огнь не опалял Неопалимую Купину, а теперь – бороду Патриарха, который молится, чтобы Огонь снизошел, и первым его принимает, чтобы раздать народу. Это пасхальное знамение того, что точно также, как некогда Моисей, теперь Сам Господь наш Иисус Христос, «Новый Моисей», ведет народ Свой из состояния рабства в страну свободы от греха и страстей, в новую, блаженную реальность, «где несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная», – как пелось и на отпевании раба Божия Александра.

Причем, как и в ветхозаветные времена, этот огонь помогает не сбиться с пути истинного, ведущего из состояния рабства греху и страстям в страну свободы от греха и страстей…

Жизнь не кончается со смертью тела

Промыслительно, что Господь призвал своего апологета от науки в пасхальные дни. Кроме того, что, согласно мнению, распространенному среди христиан, кончина в пасхальные дни – знак спасения души почившего, знаменательно также и то, что она произошла именно тогда, когда Благодатный Огонь вновь снизошел, чтобы просветить мрак неверия в душах современников, о просвещении которых заботился также новопреставленный.

Наша вера, в которой почивший старался, и не без успеха, осязательно убедить современного неверующего Фому, утверждает, что жизнь не кончается со смертью тела. И поэтому целью жизни не может быть всецелая забота о том, как бы здесь получить как можно больше наслаждений, – нет, эта кратковременная жизнь нам дана, чтобы соединиться с Богом для наследования вечности.

И мы должны успеть достичь этого единения до момента перехода в Вечность. Ибо, как говорит Господь, «в чем застану (в момент кончины), в том и сужу»[1].

Господь, уповаем, даровал Своему доброму и верному рабу Александру блаженную Вечность, ибо он приумножил данные ему таланты, не зарыв их в землю, но употребив для уверения людей в истинности нашей веры.

Чудеса с иконами

Мы отпевали Александра Викторовича в храме преподобного Серафима Саровского, принадлежащем Донскому монастырю, 10 мая. А на третий день, 12 мая, в Большой собор Донского монастыря была для поклонения доставлена чМф. 22, 32 ик Мк. 12, 26ой Лк. 20, 37«Призри на смирение».

Иеросхимонах Валентин (Гуревич) на отпевании р.Б.Александра МосковскогоИеросхимонах Валентин (Гуревич) на отпевании р.Б.Александра Московского

Сочетание этих событий нам представляется знаменательным.

Комиссия по чудесным явлениям в Православной Церкви при Московской Патриархии, в которой работал учИс. 8, 9ретарём Александр Викторович, как раз уделяла сугубое внимание чуду, связанному с этой иконой. В исследовательских материалах Комиссии оно квалифицируется следующим образом:

«Чудо удвоения или отображения Образа – это отпечаток, перенос точного изображения иконы на закрывающее её стекло киота».

Александр Викторович несколько лет тому назад выступил с лекцией на заседании Донского молодёжного клуба. При этом был показан фильм, снятый с участием Комиссии по чудесным явлениям, и Александр Викторович комментировал содержание этого фильма и сделал дополнительные сообщения по теме фильма, дополнив это своими размышлениями.

Это совпадение: 1) пасхальных торжеств, сопровождавшихся, как обычно, схождением Благодатного Огня, 2) кончины и отпевания А.В. Московского в Донском монастыре и 3) принесения в нашу обитель чудотворного образа «Призри на смирение» – наталкивает на определенные размышления.

В фильме, о котором шла речь, голос за кадром говорит:

«Ученые говорят об особых периодах чудес в истории Русской Православной Церкви. Например, в 1920-е годы повсеместно наблюдались чудесные явления. Тогда, в годы богоборческой вакханалии, массово мироточили и кровоточили иконы, обновлялись образа, на почерневших иконах проступали в одночасье лики святых».

Сергей Нилус в письме от 22 июля 1922 года сообщал: «Писал ли я Вам про массовое обновление старых икон, чему мы сами были неоднократно благоговейными изумленными свидетелями? Весь прошлый год прошел у нас на Украине в этом сплошном чуде. Обновлялись целые церкви, кресты и купола на храмах. В Ростове на Дону таким образом обновились собор и много церквей. У нас по деревням и хуторам не было почти дома, где не совершалось бы подобное чудо. Стали перед ними в тупик даже самые ярые гонители Церкви».

Предзнаменования

Затем на экране появляется А.В. Московский и говорит:

«Мы знаем об этом только потому, что на эти события обратили самое пристальное внимание органы госбезопасности. Они осознали это как массовое и реальное явление, но интерпретировали по-своему. Поскольку они всё это восприняли как некий заговор ‟контрреволюционных сил”, то решили обобщить опыт этой стороны своей службы. И была проведена очень тщательная исследовательская работа – профессионально очень всё было сделано. Правда, в результате этой профессиональной деятельности многие десятки людей, многие священники просто пострадали – были отправлены за решетку, в ссылку, и т.п.; в Уголовный Кодекс была внесена статья об уголовной ответственности ‟за организацию чудес”… Эта статья действовала вплоть до кончины советского режима в августе 1991 года…».

Тут снова включается «голос за кадром»:

«Неужели масштабы, накал тех трагических событий, страстей соизмерим с сегодняшним днём, когда Россия поворачивается к религии и Церкви? Или дело в нашем перенасыщенном информацией времени, в котором царит Интернет и телевидение? И разве в греческих или сербских храмах мироточат иконы?»

Елена Козенкова, православный журналист:

«Пришлось много ездить по разным странам – это Греция, Кипр, Израиль, Гроб Господень, Синай, Египет. И вот при всём при этом, конечно, такого мы больше нигде не встречали. Я могу просто как журналист констатировать, что сегодня очень много икон мироточит именно в России. Больше нигде. Хотя наблюдаются такие факты, например, в Греции – есть там иконы кровоточивые, мироточащие, но тем не менее то, что происходит в России, – это совершенно удивительно и пока еще малообъяснимо. Я думаю, что только время покажет, почему это происходит…».

Надо сказать, что время действительно «показывает»… Фильм был снят в 2006-м году. Чудо с иконой «Призри на смирение», например, произошло в Киеве еще раньше. За это время произошел рост конфликтности, агрессивности и дестабилизации в мире, в России, особенно на Украине… Рост антицерковных настроений и внутрицерковных распрей также можно наблюдать…

Икона «Призри на смирение», отобразившаяся на стеклеИкона «Призри на смирение», отобразившаяся на стекле

Чему свидетелями мы являемся

Если в первые десятилетия ХХ века речь шла о «репетиции» прихода антихриста, чем можно считать богоборческую революцию, то наши дни не можем ли мы уже рассматривать как приближение самих антихристовых времен?..

Мы знаем, что к этим временам относятся слова Господа о том, что от умножения беззаконий оскудеет любовь многих, и спасется только претерпевший до конца (ср. Мф. 24, 12), – тот, кто среди всеобщих раздоров сохранит сердце от ожесточения, сохранит в душе незлобие, то есть, согласно Антонию Великому, богоподобие…

И, вопреки «голосу за кадром», Россия теперь уже не «поворачивается к религии и Церкви», но происходит противоположный процесс: мы наблюдаем рост антиклерикальных настроений.

Господь Иисус Христос для того пришел с Неба на землю, чтобы свести на нет дело сатаны, соблазнившего прародителей, – они проявили непослушание Богу, и Бог оставил человека, человек потерял Бога и стал неполноценным, несчастным…

И вот, Господь Иисус Христос пришел сделать все необходимое для того, чтобы появилась возможность возвращения Бога в сердце человека – «возвращения потерянного рая».

И сатана, ощутив, что это пришествие в мир Спасителя грозит тем, что окажутся бесплодными все его усилия, стал с самого Рождества гнать Спасителя и впоследствии – созданную Им Церковь.

Самого Господа Иисуса сатана стремился умучить, извести и уничтожить физически.

Но мы знаем, что все эти усилия сатаны приводили к результатам, противоположным его ожиданиям. Это относится и к ударам, которые сатана направлял лично против Господа Иисуса, и к ударам, которым подвергалась, и до сих пор подвергается, и до скончания века будет подвергаться гонимая им Церковь Христова.

Это относится и к самым последним событиям, свидетелями которых мы являемся, когда враги нашей Церкви вновь особенно на нее ополчились.

Но это снова не приведет к ликвидации спасительной миссии Господа Иисуса и гибели Его Церкви, которую, по слову Спасителя, не одолеют врата адовы (ср. Мф. 16, 18).

«Щука в море, чтобы карась не дремал»

Мы знаем из истории, что как раз времена гонений служили на пользу Церкви. А времена покоя и почестей часто приводили к тому, что люди, принадлежащие к Церкви, в силу немощи человеческой расслаблялись, теряли бдительность и поддавались различным человеческим слабостям, в согласии с обычной, исконной, характерной для падшей человеческой природы тенденцией, соответствующей присловью: «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». И часто пастыри и монашествующие в такие времена начинают заботиться о собственном благополучии и комфорте. И как раз к таким временам относится библейская фраза: «И разжирел Иаков, и очерствело сердце Израиля» ( Исх. 4, 21)…

Поэтому и нужна «щука в море, чтобы карась не дремал»…

Вспомним, как в советские годы, когда имело место давление на Церковь, или, как теперь говорят, «прессинг», и принадлежность к ней не поощрялась, верующими становились не те, кто стремился улучшить свое социальное положение, но те, для которых христианская цель спасения души была важнее удобств временной жизни.

Вспомним, что церковная молитва тогда была сильнее. Бывало, на Пасху, в полночь, когда священник в конце крестного хода возглашал у дверей храма «Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его», то моментально умолкали свист, кощунства и улюлюканье окружавшей церковную ограду бесчинствующей пьяной толпы безбожной молодежи…

Не надо волноваться

Показательны слова протоиерея Сергия Правдолюбова, потомка священномученика:

«Церкви не полезно, чтобы все к ней хорошо относились. Церковь должна быть в меру гонима – это наилучшие возможности для ее процветания.

Ничего нового в сегодняшних антицерковных настроениях нет – все это давно было. Так будет всегда. Но люди умные всегда знали, что наряду с неправильной реакцией бывает и нормальная – недовольные ругают не все подряд и не всегда безосновательно.

Сейчас Церковь постоянно оказывается обсуждаемой в связи со скандалами. Для нее это не страшно. Церковь все это давно претерпевала, выносила, терпела. Ну и что? Церковь выжила? Выжила. Она уменьшилась, она потерпела какое-то поражение и стала ненужной? Наоборот. Если говорить более глобально: чем труднее в Византийском государстве было в политическом и военном отношении, когда был кризис в стране, – тем Церковь больше расцветала, а когда процветали комфорт, благополучие и все удобства – Церковь хирела.

Все пройдет, если мы будем, каждый на своем месте, выполнять свой долг и делать то, что нам положено

Как говорил один профессор: ‟Византия погибала тысячу лет подряд. У нее каждое десятилетие был кризис-кризис-кризис, потом, наконец, погибла”. Так что для Церкви нормально, когда ее гонят.

Если вернуться к антицерковным настроениям, то ответ на них со стороны людей Церкви должен быть исключительно по Евангелию! Ведь в этих настроениях даже не советская власть виновата, это древнее дело. Даже от самого Господа Иисуса Христа отходили ученики, говоря: ‟Мы не можем это слушать”.

Никакой особой перемены обстановки не вижу и не наблюдаю – эти озлобление и суета пройдут, это все временное. Все пройдет, если мы будем твердо и крепко, каждый на своем месте, выполнять свой долг и делать то, что нам положено.

Не надо волноваться. Все обыденно просто: трудись, выполняй свои обязанности, не обижайся и не жди чего-то необыкновенного – и все будет хорошо».

Это еще не конец

Не будем же унывать от того, что кончается период относительно спокойного существования Церкви, когда она вновь начинает становиться гонимой.

И прежде всего еще раз проверим себя – не слишком ли мы, верующие и, прежде всего, духовенство и монашество, озабочены своим материальным и социальным благополучием, не слишком ли мы стремимся к комфорту и удовольствиям? Не являемся ли мы при этом соблазном для неверующих и не отталкиваем ли мы как иноверцев и иноплеменников, так и собственный народ от Церкви Христовой и спасительного Православия?

И если мы соблазняем и отталкиваем, то горе нам, и лучше было бы для нас, по слову Господа, чтобы повесили нам на шею мельничный жернов и потопили во глубине морской.

Будем же бдительны и не станем дожидаться, пока гонения на Церковь достигнут такой степени, когда это предостережение Господа будет осуществляться буквально…

В свете сказанного, изобилие чудесных событий в России, на Украине можно рассматривать как предвестие серьезных испытаний. Будут ли эти испытания очередной репетицией пришествия антихриста или, как многие сегодня склонны полагать, уже самим этим пришествием?

Есть мнение, что это еще не конец. Что, по неизреченной Премудрости Божией, промышляющей о спасении всего Адама, перед окончательным концом, вслед за отсечением потомков Иафета, европейских народов, в свое время привившихся к благородной маслине после отсечения от нее потомков Сима, то есть, иудеев, должны еще привиться к ней потомки Хама – азиаты и африканцы. А перед самым концом вновь привьются и отсеченные ветви – остаток Сима и Иафета. И так весь Адам спасется…

Но так или иначе, исторический опыт подсказывает, что в нынешнем чрезвычайном изобилии чудес вполне можно видеть предвестие скорбных событий и Божий призыв ко всем – уверовать в Евангелие. Господь вновь всем отверзает объятия Отчи: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28)…

Чудеса истинные и ложные

Есть ещё одна сторона проблемы чудес. И она затронута в фильме. Эту проблему можно озаглавить словами названия одной из книг, выпущенных Комиссией по чудесам: «Чудеса истинные и ложные».

Предоставим слово фильму.

«Голос за кадром:

– Как толковать чудо мироточения? Знак благодати? Предвестие скорбей и слёз? Явление, данное в укрепление веры? Все это сложно еще и потому, что мироточение – не исключительная прерогатива христианства.

Павел Флоренский, профессор Государственной Академии нефти и газа им. И.М. Губкина:

– Масло истекает и из идолов, и в других конфессиях, и у шаманов, и масса где. То есть чудеса, так же как и любое явление, могут быть не только от Бога.

<…>

Епископ Егорьевский Марк. Зам. Председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии:

Мф. 24, 12h">– В наше время мы видим удивительно прагматичное, я бы сказал, потребительское отношение к чуду. Мы видим, что на теме чудес очень много людей пытаются заработать. Очень много людей, которые называют себя целителями и говорят, что они в состоянии творить чудеса – чисто практическая цель…

Вера, которая строится на чудесах, – это фальшивая вера, она непрочная

Профессор Павел Флоренский:

– Когда мы были на приёме у экзарха Белоруссии Митрополита Филарета, он особо подчеркнул, что с этой чудоманией рождается какой-то элемент парацеркви».

Академик Павел Васильевич Флоренский, Александр Викторович Московский (справа)Академик Павел Васильевич Флоренский, Александр Викторович Московский (справа)

Важно обратить внимание и на следующие слова, сказанные с экрана:

«Вера, которая строится на чудесах, – это фальшивая вера, она непрочная. В книге Исход, в Ветхом Завете, мы видим, что когда Моисей именем Божиим, силой Божией творит чудеса удивительные, то ровно все те же чудеса повторяют египетские маги, жрецы, но уже силой противоположной. В Апокалипсисе мы видим, что антихрист, пророк антихриста будет творить чудеса, причём он будет подделывать православные чудеса…».

Величайшее чудо, которое хочет дать человеку Бог

Чудо – это все-таки вспомогательное средство для поддержания веры. Проповедь апостолов, по слову Евангелия, сопровождалась «последствующими знамениями». Чудо было необходимо для «уверения» Фомы. Современному Фоме для «уверения» его «доброго неверия» Господь продолжает являть знаки – Туринскую Плащаницу, Благодатный Огонь.

Жизнь каждого верующего сопровождается знамениями, начиная с первых шагов воцерковления. Например, меня очень много лет назад глубоко впечатлил рассказ о преподобном Сергии, о его личности и жизни. А потом мой знакомый привез воду из Загорска. У меня той весной была экзема на ладони – ничто не помогало, никакие врачи, никакие мази. И вот я полил этой водой на ладонь, и буквально за два часа все затянулось. Это одно из таких маленьких чудес, которые подтверждают веру. Они даются именно для подтверждения, а не для доказательства. Ради того, чтобы человек изменил свою жизнь, чтобы спасался. Потому что Господь пришел в этот мир для того, чтобы спасти людей.

Многие ждут от Бога какого-то чуда, чудесной помощи в своих земных нуждах, в избавлении от какой-то скорби, болезни.

Мф. 16, 18 align="left" data-enum="p103" data-field=" paragraph">Господь Иисус творил много чудес, – исцелял недуги, изгонял бесов, воскрешал мертвецов, превращал воду в вино, умножал хлебы и рыбок…

Все эти Его чудеса имели целью прежде всего побудить человека следовать за Ним по спасительному пути.

Но наиболее удивительное Его чудо состояло в том, что Он самых закоренелых грешников (мытарей, блудниц, разбойников) превращал в святых…

И далеко не всем понятно, что главное чудо, которым Бог намерен осчастливить человека, – это Его наследие. Апостол Павел говорит: «Мы теперь дети Божии». Дети – это наследники родителя. То есть человек должен определенным образом созреть, чтобы обрести способность достойным образом распоряжаться богатством, доставшимся ему от Отца. Эта зрелость состоит в воссоединении человека с Богом, в возвращении Бога, Божественной благодати, в сердце человека, покинутое Богом со времени грехопадения прародителей… Достигнув этой зрелости, он вступает в права наследства и становится причастен ко всему, что имеет Отец Небесный. А это богатства неописуемые – «око не видело, ухо не слышало и на сердце человеку не приходило, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. Исх. 4, 21– совокупность всех компонентов счастья, для которого человек рожден, «как птица для полёта»; полная совокупность всех целей в их высшем выражении, которых человек безуспешно стремится достичь на земле.

У людей, живущих на земле и порабощенных страстями, – непрестанные сомнения, смятения; то, чем они увлечены, не доставляет им счастья и удовлетворенности.

Потому что Бога ничто заменить не может. Бог – это полнота жизни.

Бог есть Любовь, безбрежный океан Любви и Милосердия. Единение с Ним доставляет блаженство, которое превосходит всякое земное утешение, в том числе и брачное.

И покой непоколебимый.

Земной жизни человека, живущего без Бога, постоянно сопутствуют разного рода беспокойства, тревоги, страхи, ибо он всегда находится в опасности. Князь мира сего – сатана – сильнее и умнее человека. Он был самым талантливым из ангелов. Ему ничего не стоит в любой момент повредить человеку, обмануть и поработить его. В то время как Богу ничего повредить не может, потому что Он сильней сатаны. И если единение человека с Богом восстановлено, то тогда и человеку ничего повредить не может. Поэтому вместо тревог и страхов наступает непоколебимый Вечный Покой Царства Небесного. – «Мир Мой даю вам. Не так, как мир дает» (Ин. 14, 27).

Также и все другие стремления людей при единении с Богом достигают своей высшей, исчерпывающей реализации. И если в обычной жизни люди стремятся к различным целям, в зависимости от преобладания той или другой страсти, то единение с Богом доставляет им совокупность всех компонентов счастья.

Стремления людей при единении с Богом достигают своей высшей, исчерпывающей реализации

Если говорить о богатстве, как об одной из целей человеческих стремлений, то богатство Отца Небесного превосходит богатство всех земных миллиардеров – «Моя вселенная и исполнение ея» (ср. Пс. 23, 1).

Власть «Царя царей и Господа господствующих», Который обещал посадить Своего достойного наследника рядом с Собой на Престоле, больше власти всех земных императоров и президентов.

Всеведение Его превышает всю земную науку; Бесконечный Творец знает все Своё бесконечное творение адекватно, в то время как наука знает, и то неадекватно, может быть, и очень большое число, образно выражаясь, терабайтов, но число конечное, которое по сравнению с бесконечностью всегда ничтожно. Сам Бог есть Истина. Он не только океан Любви, но и Солнце Правды.

Всемогущество Его превосходит самые высокие технические достижения на земле.

Божественная красота Царства Небесного превосходит все земные красоты и художества.

Божественное Творчество несравнимо с творчеством всех земных гениев.

Блаженство, которое превышает всякое земное утешение, есть то состояние, которое было явлено ученикам на горе Фавор. Потому-то апостол Петр и сказал: «Давайте останемся здесь навсегда» (ср. Мф. 17, 4), потому что больше уже ничего не нужно. Потому что хотя он и познал житейские радости, это было больше всего, что он знал до сих пор. Вот уж действительно – «Остановись, мгновенье, ты прекрасно»…

Но есть евангельские чудеса, и есть чудеса князя мира сего, которые, по сути, – просто театральные фокусы.

Вот, например, жил еще в дореволюционные времена некий Владимир Быков – знаменитый московский спирит, он был главой движения спиритуалистов и издателем журнала «Спиритуалист». Несколько десятилетий он этим занимался и довел такой жизнью свою нервную систему до крайнего истощения. И тогда кто-то посоветовал ему поехать в Оптину пустынь, а он к тому времени был уже в таком состоянии, что согласился и поехал. И вот, как только он переступил порог келлии старца Нектария, старец тут же стал говорить с ним о спиритизме. Хотя старец Нектарий не знал пришедшего к нему человека. И Быкова это потрясло. Он увидел, что здесь тоже чудо. Но если там просто вертящиеся столы и какие-то фокусы, то здесь – евангельское чудо, имеющее целью нравственное изменение и преображение человека. Он увидел разницу, вот что важно. Эта встреча стала для него поворотной, позже он написал книгу «Спиритизм перед судом науки, общества и религии» и много лет потом ездил по всей России, выступая с лекциями против спиритизма и в пользу Православия.

Схождение облака на Фавор еще ждет изучения

В фильме о чудесах, о котором шла речь, А.В. Московский обращается с экрана к зрителю с такими словами:

«В свое время митрополит Антоний Сурожский – золотые слова, запали в сердце моё – говорил: ‟Даже если мы думаем про себя, что мы верим в Бога, наша вера несовершенна. Гораздо важнее другое: верит ли в нас Бог”. И вот, может быть, то, что события такие происходят, есть свидетельство того, что Господь в нас еще почему-то верит»…

Александр Викторович в этом фильме высказывает мысли о том, что констатация реальности чудесных событий может сыграть существенную роль в духовном просвещении ученых, интеллигенции. Он говорит о возможной реакции на эти явления со стороны научного менталитета:

«Если чудеса существуют на самом деле, то это значит, что бытие не сводится к космосу. За пределами космоса есть еще другое, неизмеримо более мощное и интересное бытие. Поэтому для нас, для каждого, есть другой смысл – возможно, с нашей физической смертью мы не превратимся в ничто. Может иметь место другое бытие – то, что называется Царством Божиим»…

Констатация реальности чудесных событий может сыграть существенную роль в духовном просвещении ученых, интеллигенции

После показа фильма «Чудо веры» Александр Викторович рассказал о проведенных А.А. Волковым измерениях в момент сошествия Благодатного Огня вблизи Гроба Господня, о чем не было рассказано в этом фильме, снятом раньше этих событий. Затем он обратился с призывом помочь продолжению этих исследований. Он сказал также, что, кроме Благодатного Огня, своих исследователей ожидает еще одно регулярное ежегодное чудо – схождение облака на гору Фавор в день Преображения.

Это – август, самый разгар жары в Израиле, когда никак нельзя там ожидать появления в небе облака.

Сотрудники Комиссии по чудесам уже выезжали туда и присутствовали на горе Фавор в момент схождения облака. «Они там вели метеорологические и другие наблюдения. Одна из них, известный православный деятель Татьяна Шутова, наблюдала, это не удалось зафиксировать, но она наблюдала – шаровые молнии. Это всё требует повторения. Надо ездить, ездить, ездить… Это наш долг православных людей», – заключил свое слово Александр Викторович. Это пожелание вполне можно рассматривать как волю покойного и отнестись к ней со всей серьезностью.

Сложный путь поиска Истины

Что касается самого Александра Викторовича, то он, как человек и как ученый, прошел сложный путь поиска истины, чему мне довелось быть многолетним свидетелем, и не только свидетелем, но и соучастником этого поиска, начиная с 1964 года, когда состоялась наша встреча.

В те времена, после сенсационных разоблачений «культа личности», Оттепель «разморозила» мозги, и они зашевелились…

Еще одним участником нашего поиска был замечательный философ, старший научный сотрудник Института Философии АН СССР Генрих Степанович Батищев, которому Александр Викторович посвятил необыкновенно трогательную статью…

И было еще множество других участников, которых Генрих Степанович привлекал к этому поиску. Благодаря его научным публикациям, вызывавшим широкий интерес, у него составилась богатейшая картотека с именами множества его корреспондентов – педагогов, психологов, журналистов, писателей, студентов. Они вели с ним переписку, приезжали для личной встречи и участвовали в ежегодных байдарочных походах по реке Великой, сопровождавшихся «духовными беседами» у костра[2], которые ГенриМф. 11, 28ич предпочитал беседам в московских квартирах – в присутствии телефонного аппарата, всегда таившего опасность прослушки…

Выйдя из школы Э.В. Ильенкова, поднявшего на щит молодого Маркса, Генрих Степанович оставался упорным материалистом. А это тормозило наш поиск…

А также поиск, который вели тогда многие молодые искатели истины – все они были родом из Советского Союза.

Задача состояла в том, чтобы устранить этот тормоз.

И Саша Московский, студент Физфака МГУ, а впоследствии – кандидат физико-математических наук, стал с этой целью участвовать в изучении феноменов парапсихологии в «Лаборатории Биокибернетики», возникшей в подвале жилого дома на Большой Коммунистической улице, рядом с церковью Мартина Исповедника.

Это была одна из «шарашек», послуживших прототипом НИИЧАВО из книги братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»…

Тогда еще не делалось различия между истинными и ложными чудесами. Всё было направлено только на то, чтобы для опровержения материализма доказать реальность невидимого мира. Для этого, считалось, все средства хороши, и с большим научным интересом и рвением сотрудники лаборатории принялись изучать работу ведьм и гадалок…

Надо сказать, что цель была достигнута. Результат превзошел все ожидания. Дошло до того, что Генрих Степанович однажды с удивлением обнаружил у самого себя то, чему он потом присвоил научный термин «нетривиальные способности»…

В конце концов поиск нового благополучно завершился открытием хорошо забытых старых отечественных традиций. Слава Богу!

1 Кор. 2, 9Ин. 14, 27 Пс. 23, 1 Мф. 17, 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.